Правила фото-, видеофиксации действий сотрудников полиции

0
116

Сотрудники органов внутренних дел (полиции) в своей повседневной оперативно-служебной деятельности
сталкиваются с ситуациями, когда представители СМИ, граждане начинают осуществлять фото-, видеосъёмку
сотрудников, в связи с чем возникает ряд вопросов по легитимности данной съёмки.
В законодательстве Российской Федерации отсутствует прямой запрет на фото-, видеосъёмку сотрудников
органов внутренних дел (полиции) как публичных государственных служащих. Данное обстоятельство
обусловлено положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный
закон «О полиции»), предусматривающего право граждан Российской Федерации осуществлять общественный
контроль за деятельностью полиции (часть 1 статьи 50), а также открытость деятельности полиции для общества
в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном
судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной
деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан,
общественных объединений и организаций. Граждане имеют право в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также, непосредственно
затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен Федеральным законом «О
полиции» (части 1 и 2 статьи 8).
Например, согласно пункту 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О
государственной тайне» государственную тайну составляют сведения: о силах, средствах, об источниках, о
методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности и деятельности по противодействию
терроризму; деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о
применении мер государственной защиты; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной
основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах
и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о методах и средствах защиты
секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-
розыскной деятельности» подлежат защите сведения об органах, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность.
Названными нормативными правовыми актами определён перечень оснований, при наличии которых
деятельность полиции может быть связана с ограничением информации о её осуществлении.
При решении вопроса о возможности и порядке проведения фото-, видеосъёмки сотрудников полиции,
находящихся при исполнении служебных обязанностей, в каждом конкретном случае следует исходить из
необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина. С одной стороны, на свободный поиск,
получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом (часть 4 статьи
29 Конституции Российской Федерации), а с другой стороны — на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану
своего изображения (статья 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также из необходимости
защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального
закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Условия получения и использования изображения гражданина (в том числе и должностных лиц МВД
России) определены статьёй 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом указанная правовая
норма не содержит запрета на получение такого изображения, но ограничивает его обнародование и дальнейшее
использование, которые допускаются только с согласия этого гражданина, либо в случаях, перечисленных в
законе, в частности, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или
иных публичных интересах (подпункт 1 пункта 1), когда изображение гражданина получено при съёмке, которая
проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах,
конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за
исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования (подпункт 2 пункта
1), а также когда гражданин позировал за плату (подпункт 3 пункта 1).
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 5 Федерального закона «О полиции» в случае применения к
гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. При
этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан (часть 2 статьи 9
Федерального закона «О полиции»).
Таким образом, учитывая, что законодательством Российской Федерации не может быть установлен запрет
на фотосъёмку сотрудников полиции, как публичных служащих, во всех случаях, связанных с деятельностью
органов внутренних дел, им необходимо разъяснять гражданам условия использования полученного
изображения.
Так, изображение может быть использовано как доказательство в целях оспаривания действий
должностных лиц органов внутренних дел (в судебном порядке, вышестоящему должностному лицу). При этом
необходимо учитывать, что обнародование и дальнейшее использование изображения сотрудника полиции в
сети Интернет и других источниках допускаются только с его согласия. Сотрудник полиции вправе
проинформировать граждан о том, что он не даёт согласия на распространение его изображения и персональных
данных путём размещения на указанных информационных ресурсах и данные действия могут быть обжалованы в
судебном порядке.

20.09.2019 15:10:29

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ