Искусство как призвание

0
777

Много лет подряд Таллин входит в список самых популярных туристических направлений Европы – и неспроста. Среди чарующей готической архитектуры, живописной природы и гастрономических изысков, особый шарм столице Эстонии придают ее жители.

Прогуливаясь по Старому городу, вдоль высоких стен улицы Пикк-Ялг, каждый турист, сам того не осознавая, попадает на импровизированную выставку. Теплым летним днем основание надвратной башни окружают около десятка уличных художников. Свои работы, будто на специальную экспозицию, они вешают на крючки, забитые в проросшие стены каменного туннеля.IMG_9134Когда теплые лучи сменяются порывами ветра, на подъеме в Вышгород остается лишь один творец. Несмотря на отсутствие покупателей, живописец не теряет времени – в опускающихся на город сумерках он старается завершить изображение главных ворот. Легкими взмахами кисточки Виталий добавляет картине столь мелкие детали, что нетренированный взгляд просто не обратит на это внимание. Но каждый маленький штрих придает картине еще большую привлекательность. Работы художника поражают своей невероятной точностью — издалека рисунок не многим отличается от фотографии.IMG_9139Мужчина вдруг перестает макать кисточку в стоящую в ногах жестяную банку и окидывает взглядом холст. Свежая картина получает место на крючке рядом с остальными работами. Потягивая тлеющую самокрутку, Виталий вдумчиво разглядывает очередное творение. Вскоре приходит озарение. Недокуренная сигарета отправляется на каменный выступ, где продолжения ждут еще несколько бычков, а художник спешит перенести мысли на холст. Этот эпизод повторится еще не раз, будто совершенство совсем рядом, но не достичь его – непозволительно.IMG_9158Запечатлеть архитектурные мотивы не составляет труда – художник наизусть знает каждую улочку Таллина. С первого знакомства с городом прошло 32 года. Тогда, в далеком 1985 году, Виталий покинул Москву, чтобы получить образование в столице Эстонии. И остался.IMG_9147«Я здесь больше 30 лет и никак не привыкну. Тут и в -10, и в +15 холодно. Все хочу уехать туда, где тепло. Здесь влажно, солнца мало. Лето короткое, обычно весна плавно переходит в осень, — улыбается живописец, не отрывая кисточки от работы. – Город провинциальный, тут все компактно. В средневековье эти города ведь были как крепость, жили «дом в дом». Тут было будто два города – верхний и нижний, эта улица их соединяла. Внизу купцы и ремесленники жили, а наверху – дворяне, рыцари. Они враждовали, у каждого были свои законы. Там они были землевладельцами, держали крепостных крестьян, а те иногда бежали. Приняли закон: если сбежал и за год хозяин тебя не нашел, то Нижний город давал свободу. Но наверху это не принимали. В принципе, такая вражда и сейчас: теперь мэрия враждует с правительством».

IMG_9151За каждой картиной Виталий проводит около двух дней. Сидя за мольбертом, он будто не замечает ничего вокруг. В это время любопытные прохожие замедляют шаг и с восхищением любуются пейзажами. Но останавливаются далеко не все. По словами живописца, люди не готовы платить за сувениры в виде картин. Берут те, что меньше и проще, скрепя сердце вынимают из кошелька 10 евро. Писать и продавать на улицах – не слишком прибыльное занятие. Помимо расходов на кисти и краски, художники платят порядка 200 евро за аренду места, а также целый ряд налогов. Но деньги для творца – не главное.IMG_9174«Таллин – интересный город, но если бы русских не было – одна тоска. Эстонцы не общительные. Казалось бы, в Эстонию приехал, язык учить надо, но нет, он может и не понадобится. Ты можешь здесь всю жизнь жить и за своего все равно не примут. Сами по себе эстонцы вроде неплохие. Они спокойные, не хулиганят, в чужие дела не лезут, но скучно с ними», – рассказывает мужчина.IMG_9178Мужчина связал свою жизнь с искусством еще в детстве: в десять лет Виталий пошел в художественную школу и с тех пор не переставал творить. Карьера уличного живописца началась в 1992 году. За эти годы художник успел освоить множество техник, открыть свою галерею и осознать одну простую истину: с улицей не сравнится ни одна мастерская. Желание писать картины не отнимает даже плохая погода. В пасмурный день художник бегает с холстами в надежде застать просвет, а зимой от морозного ветра спасают пуховик, шарфы и печатки.IMG_9159«Конечно, холодно, но что поделать? Одеваюсь теплее. Даже если совсем не будет прибыли, я буду этим заниматься. У меня призвание такое, я уже не могу остановиться», — смеется художник и вновь возвращается к краскам.

ПОЛИНА ЗМАНОВСКАЯ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ