Как я стала монтессори-мамой

0
458

Сейчас многие мамы, как только приезжают из роддома, в буквальном смысле, начинают задумываться: с чего начать развитие своего чада? Да еще и книга эта, что «после 3-х уже поздно» никак не даёт покоя. И вот, когда ребенок начинает переворачиваться и что-то «гулить», мама понимает: “Ну всё, теперь-то точно пора». И подсовывая карточки с животными, едой и нарисованной одеждой 4-х месячному ребенку, не получив результата, она решает отложить раннее развитие на потом. Ведь непонятно, дают малышу что-то такие занятия или нет?

img_0251

Вот и я решила подождать подходящего момента, а точнее возраста своей дочки. Когда ей было 10 месяцев мы пошли, как казалось мне, на обычные занятия для детей или, как их еще называют мамочки, – «развивашки». Это был монтессори-центр, со специальной оборудованной средой для детей с 9-ти месяцев до 3-х лет. Только позже я узнала, что Монтессори — это фамилия известной женщины, педагога, философа 20-го века, а посещали мы не беби-клуб, а тоддлер-класс. Toddler (англ.) – дословно означает «самостоятельный малыш», так еще называют в англоязычных странах детей в возрасте до 3-х лет.

Помещение центра оборудовано полностью для детей. Важно, чтобы ребенок самостоятельно мог выбрать, чем он хочет заниматься, а среда была безопасной и комфортной.

img_0680

Вся мебель в классе низкая, при желании малыш может сесть на стул, помыть руки, подойти к полке и взять интересующие его материалы, которые тоже подобраны в соответствии с потребностями детей.

Класс поделен на несколько зон: творческую, математическую, зону языков, сенсорную зону и даже космическую. Одна из основных — зона практической жизни. Здесь стоят пособия, которые способствуют развитию навыков у ребенка ухода за собой: чистка одежды, завязывание шнурков, мытьё посуды, зеркал и пола, рамки с застежками (липучки, шнуровка, пуговицы), то есть всё то, что ему пригодится в жизни. В зоне сенсорного развития можно встретить материалы, помогающие малышу обострять свои чувства: осязание, обоняние, зрение, слух. К примеру, геометрические таблички, разноцветные фигуры, наборы для сортировки по цветам. С математической зоной, зоной творчества и языка — всё просто. В одной — материалы для развития логики, таблички с цифрами, в другой — кисти, краски, пластилин, в третьей фактурные буквы, книги, игры для развития словарного запаса. А вот в космической – игры и книги, которые объясняют происхождение вещей, явлений природы.

img_0710

Насмотревшись на эту подготовленную для развития ребенка среду, первое, что сделали мы с мужем дома – распилили 4-х ярусный стеллаж пополам. Из него получились 2 низкие полочки, на которые я составила пирамидку, матрешку, геометрические фигуры, сложила мячики разных размеров в одну корзину, кубики в другую. Несколько пар носков, майки и трусики спустила на пол в коробочку, то же самое сделала и с верхней одеждой — перчатки, шарф, шапки отправились на нижние полки в коридоре. Для чего всё это? Детям нравится всё примерять, тем самым моя дочь научилась снимать и одевать вещи. К 1,5 годам она уже могла снять и надеть шорты, штаны, футболку и тд. На крышки от обувных коробок я поставила 2 кувшина, в одном из которых была крупа – для пересыпания, и две миски с крупой – для перекладывания ложкой. Таким образом, у нас получилась зона практической жизни. Со временем для того, чтобы ребенку было удобно брать пособия с полок, мы приобрели подносы. Они кстати, помогают малышу сконцентрироваться на предметах, которые стоят на нем, а также видеть ошибки, которые сам же и может исправить. Например, просыпанную мимо крупу можно смести маленькой щеткой и совком обратно в миску. На пол прикупили коврики, на которых теперь занимается дочка.

img_0062

Никакого бардака по всему дому. Очень важный момент в монтессори-методе, что у каждой вещи есть свое место, и если малыш взял с полки пособие, то после работы с ним он его должен отнести туда, где взял. А это значит, что дома всегда чисто.

На самом деле, никакой трудности в обустройстве монтессори-среды мы не почувствовали. Всё, что для неё необходимо – низкие полочки, коврики, корзинки, графины, крупа, подносы, тазики, губки, щетки — есть в каждом доме, главное уделить этому несколько минут, и тогда ребенок будет легче ориентироваться в своих игрушках, книгах, быстрее научится самостоятельности, сможет соблюдать чистоту. Не этого ли хотят все родители?

img_1020

Теперь, по мере роста дочки, мы добавляем в нашу домашнюю среду новые пособия, ставим полочки. В каждой комнате у нас есть место для занятий и для чтения ребенка. Для этого мы поставили бескаркасные кресла-мешки, а рядом — коврики и коробки с книгами. Детская поделена почти на все зоны строго по методике Монтессори, кроме космической, так как дочь еще маленькая для таких знаний. В кухне стоит шкаф, к которому дочь имеет свободный доступ. Там стоят кружки, кувшины, вилки, ложки и еда для перекуса, чтобы она самостоятельно могла подойти и утолить жажду или голод.

img_0464

А для себя я определила: сегодня мой ребенок самостоятельно развивается, а завтра свободно мыслит.

ДАРЬЯ КОТОВА

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ