Пристанище природного газа

0
841

Газоперерабатывающий завод – эти слова нередко фигурируют в средствах массовой информации, но большинство людей имеют лишь смутное представление о том, что происходит внутри. Даже всемирная паутина не сможет дать однозначный ответ. К примеру, прочитать о работе ГПЗ в Википедии не удастся – такой страницы в свободной энциклопедии просто не существует. В силу отсутствия информации мы решили посетить завод и выяснить все самостоятельно.

За ответами мы отправились на Южно-приобский ГПЗ, являющийся одним из новейших перерабатывающих заводов на территории Российской Федерации. Совместное предприятие «Газпром нефти» и СИБУРа построено в рекордно короткие сроки — менее чем полтора года ушло на реализацию масштабного газового проекта. В торжественном открытии по видеосвязи в нем приняли участие премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев и губернатор Югры Наталья Комарова. Внимание Правительства России и региона к данному мероприятию подтверждает всю значимость этого проекта для северного региона и для всей страны в целом.

IMG_3785

Открытие Южно-Приобского газоперерабатывающего завода стало результатом активной работы, направленной на сокращение загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках, реализованной двумя крупнейшими российскими компаниями-партнерами. С открытием завода «Газпром нефть» вышла на 95% утилизации ПНГ и, благодаря заводу, этого же показателя достигла Югра на своей территории.

IMG_3754

На предприятии прошла не просто красивая церемония – в тот же день завод начал подавать ГОСТовскую продукцию в трубопроводную систему, пошла отгрузка автомобильным транспортом.

До этого, конечно, была проделана большая работа, а в течение 14 месяцев – с февраля 2014 года по сентябрь 2015 года, была построена расширенная компрессорная станция, на базе которой возвели завод.

Долгое время, до появления в 1970-х годах первых заводов, газ на территории Югры просто сжигали, нанося вред не только уникальной природе региона, но и всей окружающей среде. Затем произошли изменения – в округе были построены сразу несколько предприятий, в том числе Нижневартовский, Белозерный и Южно-Балыкский ГПЗ.

IMG_3717

«Понятно, что «Газпромнефть-Хантос» расширялся, добывал больше нефти. Вместе с нефтью увеличилась и добыча газа, потребовалось развитие газовой инфраструктуры. В Южном Балыке перерабатывать такой объем газа уже было невозможно, его ресурсы были исчерпаны. Переработку подхватили мы, — рассказал главный технолог ГПЗ Сергей Иванов. — Утилизация сейчас достигает 95%, а сухой отбензиненный газ, который мы здесь производим, фактически отапливает город Ханты-Мансийск».

Управление производством происходит из центральной операторной. В большой светлой комнате, не отрываясь от схем и мониторов, нас поприветствовала дружная команда машинистов-операторов. Здесь же сидит начальник смены – человек, который фактически управляет всеми процессами завода.

IMG_3637

«Управление ведется по блокам, каждый компрессорный агрегат управляется отдельно. В нашей цепочке приема и переработки очень много различных блоков и модулей, поэтому за каждым оператором закреплено свое место, где он следит за своей частью оборудования»,- говорит главный технолог ГПЗ.

IMG_3611

IMG_3622

У всех сотрудников завода имеются средства индивидуальной защиты. Кроме спецодежды и обуви работники носят каски, очки и даже беруши. Некоторые производственные процессы сопровождаются вибрацией и шумом, чтобы убедиться в этом не обязательно заходить внутрь блока – гул слышно уже на подходе. Одним из главных источников шума является мощная турбина Д-30 – точно такая же, как на военно-транспортном самолете Ил-76.

«На воздушном судне четыре таких турбины, а у нас – две. Если вы летали, то наверняка знаете, как шумит двигатель. Возникают достаточно высокие частотные шумы, поэтому наши работники защищают органы слуха наушниками», — говорит Сергей Иванов.

К тому же, на территории завода имеется подземное бомбоубежище, рассчитанное на 50 человек, поэтому даже в случае ядерной войны сотрудники ГПЗ будут в безопасности.

IMG_3631

Само здание завода тоже является своего рода бункером. Армированные бетонные стены толщиной до метра выдерживают достаточно сильную ударную волну, которая рассчитывается исходя из количества газа, находящегося на площадке. Окна со специальным стеклом невозможно открыть, но и проветривать нет необходимости – в здании установлены специальные системы вентиляции, которые забирают и очищают воздух. Даже если произойдет взрыв, то персонал будет защищен толстыми стенами и тяжелыми металлическими дверями.

После экскурсии по внутренней части мы отправились на улицу изучать завод снаружи. Первым делом в глаза бросилось огромное количество труб преимущественно в синих и серых тонах. Канализационные стоки, насосные и компрессорные станции, аппараты охлаждения – каждый уголок площадки, так или иначе, связан между собой с помощью впечатляющего многообразия металлических труб.

IMG_3691

Ближе к зданию расположены объекты вспомогательного производства – то, что связано с водой и не взрывается. В целях безопасности сооружения по переработке газа находятся чуть дальше. Размер предприятия впечатляет — высоким забором огорожены более 800 000 кв. м. Места не жалко, ведь если что-то произойдет на одном объекте, важно, чтобы не пострадал соседний.

IMG_3740

Во время прогулки по площадке главный технолог Сергей рассказал нам о путешествии природного газа: «Прием газа осуществляется в сепараторе, а сверху, через большую трубу выходит уже отсепарированный газ. Далее он поворачивает в узлы учета, там мы учитываем объем проходящего газа».

Затем следует несколько этапов сепарации — здесь происходит сушка газа. Вода задерживается, газ пролетает и продолжает свое путешествие по трубам.

IMG_3699

Отбензиненный газ поставляется в магистральный газопровод Ханты-Мансийска и впоследствии отапливает город, а жидкая продукция идет в товарный парк. Общая производительность широкой фракции лёгких углеводородов или ШФЛУ составляет порядка 350 тысяч тонн в год. Жидкая продукция заливается в автоцистерны, загруженный транспорт взвешивается на гигантских весах с удивительной точностью, и продукт переработки покидает свое пристанище, отправляясь навстречу новым заводам.

IMG_3671

МАКСИМ МАКЕЕВ, ПОЛИНА ЗМАНОВСКАЯ

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ