Парашютисты-пожарные: с неба в огонь

2
4968

Когда лесные пожары бушуют в труднодоступных местах, куда наземной технике просто не добраться — в бой с огненной стихией с неба спускаются отважные профессионалы.  Зовут этих бравых ребят — парашютисты-пожарные. Научиться этой профессии в теории нельзя, только многолетняя практика поможет стать молодому человеку истинным асом своего дела.

Тренировочные спуски 2015 3

Испытания огнем, высотой и нормативами

Профессия парашютиста-пожарного одна из самых трудных. Поэтому неудивительно, что подавляющее большинство в ней — мужчины. Необходимо трезво, без эмоций оценивать сложившуюся ситуацию, двигаться в густом дыму, поднимать тяжести, работать с лопатой и быть готовым рисковать своей жизнью. Те, кто мужественно прошел отсев, остаются здесь навсегда.

Семь лет назад Артем Язенок пришел работать в Советский филиал БУ «База авиационной и  наземной охраны лесов». С юношеским запалом и рвением он постигал азы выбранной профессии прямо на рабочем месте.

«Чтобы получить профессию, необходимо проработать не один год в этой службе. Бывают, конечно, «счастливчики», которым повезло, но таких мало»,  — признается Артем.

Проверка на старте

Чтобы стать парашютистом, необходимо окончить специальные курсы.

«Официального учебного центра на авиабазе нет, я проходил обучение под Тюменью, в селе Поченка. Там была хорошая гостиница с большим спортзалом для физподготовки и классом для теории. Рядом — большое поле, которое использовалось как аэродром, — вспоминает парашютист. – Следующие потоки готовились в Ялуторовске, Мегионе, Радужном…»

Сегодня Артем уже опытный парашютист-пожарный, у которого за плечами порядка 200 прыжков. Но до сих пор он помнит в мельчайших подробностях свой первый вылет.

«Это было мое «крещение». Первым же прыжком я зацепил самый высокий и широкий кедр, — смеется молодой человек. — Спускался с дерева по запасному парашюту. Изодрал все, от перчаток до купола, который потом пришлось везти зашивать в Тюмень».

Пройдя теорию, не все могут совершить первый прыжок. Здесь главную роль играет уже не физическое превосходство, а моральная устойчивость. Ведь на борту воздушного судна панический страх преодолевают только сильные духом ребята. У Артема Язенка все наоборот, ни капли страха высоты, а вот чувство боязни не сдать нормативы значительно потрепало ему нервы.

Всем привет, я пошёл...

Затем путем отбора авиационной базой формируются группы. Сейчас в Советском филиале действуют шесть групп парашютистов-пожарных и две группы десантников-пожарных.

«Изначально тебя берут трудиться по договору в десантную службу, — говорит Артем. — Десантники транспортируются к месту тушения вертолетом «Ми-8″. На случай отсутствия площадки для места высадки, они спускаются по тросу».

У Артема все сложилось удачно. Отработал два года в «десантуре», после учебы попал в группу парашютистов.

«Теперь знаю, чем отличается десантник от парашютиста! Зарплатой, транспортным средством к месту тушения и количеством обрабатываемых гектаров», — улыбается он.

Попасть в парашютисты, как сами называют себя ребята, возможно, но для этого нужны три вещи: хорошая физическая форма, пройденная медкомиссия и большое желание.

В процессе отбора несколько инструкторов наблюдают за курсантами, оценивая их выносливость, стремление и желание развиваться. Через них прошел не один десяток, а то и сотня новичков. Опыт работы с «договорниками» у инструкторов большой, поэтому особо не церемонятся — нагружают сильно и сразу. Ведь в любое время суток, при любой погоде парашютисты-пожарные должны быть готовы идти в огонь и в воду.

Иду на площадку

«Кто прошел испытания нагрузками, должен определиться сам — стоит ему трудиться в этой организации или же лучше поискать работу полегче, поприятнее, почище… Но что характерно, если к нам раньше на авиабазу было не сложно трудоустроиться, то сейчас многие ждут не один год, чтобы попасть к нам в штат», — добавляет Артем.

Им сверху видно все

У пожарных есть такое понятие, как боевой расчет, — это команда, вылетающая на лесной пожар. Авиационная техника (самолет и вертолет) арендуется авиабазой на весь пожароопасный период, так как своей в округе нет. На тушение пожаров главная задача — безопасно приземлиться.

«Опасностей хватает везде — в воздухе и на земле. Взлетая ты не знаешь, как работает машина, не знаешь, где будет выброска, не знаешь масштабов пожара, не видишь площадки приземления. Это может быть большое болото или маленькая поляна среди высоких сосен и глубоких водоемов, в которые тебе нужно аккуратно прийти, не повиснув на деревьях и не утонув, — объясняет Артем. — Адреналина хватает. Многие спрашивают, а страшно прыгать? На аэродром — нет,  а в лес, иногда, да».

Зимняя, воздушная тренировка 1

Во время вылетов случаются и курьезные случаи.

«Самый запоминающийся был в Нижневартовске в 2012 году, — вспоминает парашютист-пожарный. — В командировке нашу группу выбросили к очередному месту работы. В команде было два круглых купола (новички).  В этот раз произошел очередной «висяк» одного из новеньких. Все пришли на небольшую площадку, а он «решил» посетить лесной массив. Отправили к нему на выручку коллегу, сами стали собирать вещи. Время идет, а их нет. По опыту знаем, если долго не идут, то видимо залез высоко. Берем с собой бензопилу, когти. Подойдя ближе, наблюдаем такую картину — виновник висит вниз головой между двух деревьев, в 3-4 метрах от земли, а помощник палкой пытается прижать его к ближайшему стволу. Оказалось, что все это время пока нас не было, он его так и раскачивал».

Если в воздухе ребят караулят одни опасности, то и на земле они не заканчиваются. Верховой пожар — зрелище не для слабонервных. Он самый опасный, гудит как паровоз, действительно, жутко. Трагедий на таких огненных точках у ребят Советского филиала авиабазы не было, но вещи горели не раз.

«В этом сезоне хорошо горел июнь. Успели сделать по 5-6 прыжков. В основном дымила северная часть Советского района, — рассказывает Артем. — Летаем не только по нашей местности, охватываем еще Кондинский и Октябрьский районы».

jvLlVzfL_Y4

Наибольшее количество пожаров связано с сухой травой и с погодными явлениями, например, грозовым фронтом. Много пожаров случается и от неосторожного обращения с огнем. Особенно этим грешат рыбаки, грибники и отдыхающие. По словам Артема Язенка, если прошлый год не особо горели, то в 2012 году он с коллегами летал по всему округу: Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск.

Когда в лесу нет пожаров, то личный состав не сидит без дела: проверяет исправность техники, делает облет территории и проводит традиционные учения, которые проходят в два этапа — зимний и весенний. Этой весной на бывшем аэродроме в Югорске-2 тридцать три бойца авиационной и наземной охраны лесов из Советского и Югорска отрабатывали навыки в контрольно-проверочных прыжках перед пожароопасным сезоном.

За один тренировочный день работникам авиационной охраны лесов необходимо выполнить 1-2 прыжка. Перед прыжками с борта «АН-2» парашютисты производят укладку запасного и основного парашюта и проходят тренировочный этап отцепки-обработки экстренных ситуаций на тренажере.

«Парашютисты — народ суеверный, —  признается Артем. — Говорить «последний прыжок» у нас не принято. Надо говорить «крайний». Остальные приметы не разглашаем — слишком личное».

КАТЕРИНА ПАРФЕНЧИК

Видео и фотоматериалы: АРТЕМ ЯЗЕНОК

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ