Сергей Соловьев: «Российские дебюты «Духа Огня» — это кот в мешке»

0
1195

Пресс-конференция по конкурсу российских дебютов в рамках XII международного фестиваля «Дух Огня» прошла в Ханты-Мансийске. Президентский совет фестиваля подвел итоги работы, режиссеры немного рассказали о себе и судьбе своих дебютных фильмов.

Напомним, что в этом году «Дух огня» был посвящен нефти. Эта тема не только весьма интересна кинематографу, но и связана с 60-летием открытия Березовского газа на родине фестиваля — в Югре.

В конкурсе российских дебютов было представлено 10 картин, среди которых уже вышедшие в прокат «Привычка расставаться» Екатерины Телегиной, «Жажда» Дмитрия Тюрина,  а также «Три мушкетера» Сергея Жигунова и «Страна хороших деточек» Ольги Каптур.

—  Цель фестиваля — сохранять в себе и в нас  дух искусства, который дает жизнь и надежду. Каждый год я задаю себе один и тот же вопрос:  что нового может принести «Дух Огня»? И понимаю, что новое — это фильмы, имена, идеи, — обратился к режиссерами и прессе президент фестиваля Сергей Соловьев. — Колоссальная радость, что благодаря фестивалю, воздух и пространство Ханты-Мансийска перенасыщены искусством. Эту концентрацию искусства мы создаем из года в год.  Конечно, было много неудачного на этот раз по организационной части. Какая-то ерунда произошла с рекламой:  из 500 плакатов по городу весит всего пять штук. Такой ерунды много, мы будем это исправлять. Важна главная стратегическая задача, чтобы все нововведения ухитрялись совмещаться с старым.

— Самое трудное: не растерять то, что мы научились делать на «Духе Огня» за 12 лет, — добавила вице-президент фестиваля Мария Зверева. —  Нового на фестиваля предостаточно, мы отбираем фильмы, но никогда не знаем режиссеров-дебютантов. Поэтому нам всегда интересно узнать их.

— Российские дебюты «Духа Огня» — это кот в мешке, — отметил Сергей Соловьев. — У нас нет ни фаворитов, ни любимчиков. Поэтому я с удивлением узнал, что моя бывшая студентка Оля Беляева — участница конкурса российских дебютов.

Также, как отметил председатель отборочной комиссии, кинокритик Андрей Плахов,  в этом году на фестивале была задействована новая форма работы со зрителем. Сразу после каждого показа в международном и российском конкурсе представители картины могли  напрямую пообщаться с публикой.

— Эта форма общения хорошо сработала, все обсуждения велись очень активно, — рассказал Андрей Плахов. — Гораздо продуктивней, нежели на предыдущих фестивалях, когда мы устраивали пресс-конференции отдельно от показа фильма.

Напомним, что конкурс отечественного кино был представлен на суд профессионального режиссерского триумвирата: Бориса Хлебникова, Егора Кончаловского, а также Владимира Котта. Кроме того, своего победителя смогли выбрать зрители, по предварительным подсчетам, приз зрительских симпатий завоевала картина Ольги Беляевой «Тайна темной комнаты».

— Я вернулась в кино благодаря Станиславу Говорухину: он предложил сделать детский фильм по книге Валерия Попова «Темная комната», — поделилась режиссер Ольга Беляева. —  Для меня участие в этом процессе стало большой неожиданностью. Мы долго искали детей, денег было очень мало, сначала вообще не верилось, что фильм удастся  снять. Но мы работали, потому что сегодняшним детям нужен наш труд. Когда я была маленькой у нас был свой мир отечественного кино, свои герои, у современных детей трудная история в этом плане. Поэтому мы создали картину для детей, про детей, чтобы они могли найти на экране своих друзей.

У большинства дебютных картин бюджет традиционно небольшой, а где-то его и вовсе не было.  Например, фильм «Привычка расставаться», в котором снимался звездный состав, обошелся Екатерине Телегиной в 600 тысяч долларов.

— Это дебют все нашей команды, бюджет был смешной, многие работали бесплатно, — говорит Екатерина Телегина. — Мы хотели сделать что-то очень красивое и свежее, и хотя, в прокате мы прошли как-то тихо, здесь в Ханты-Мансийске был самый теплый прием. Я получила очень важный отклик от зрителя.

У ленты «Диалоги» Ирины Волковой бюджет был в разы меньше — 30 тысяч долларов.

— Мне говорили, что  кино слишком скромное. Но ведь если рядом с фильмом стоит слово дебют, это не значит, что его спонсирует государство, — рассказала Ирина Волкова. —  Мы снимали фильм три года по кусочкам, работали бесплатно.  Это ужасно, потому что   мне так хотелось платить людям! В прокат мы выходим 24 марта, «Диалоги» — это я , то, как я вижу фильм.

Чуть легче ситуация с бюджетом складывалась у режиссера Дмитрия Тюрина, успевшего ранее поработать на нефтедобыче в Сургутском районе — у «Жажды» была господдержка в размере 750 тысяч долларов на производство.

— Но эта сумма была слишком мала для нас, приходилось ужимать военные сцены, снимать их более скромно, что в итоге пошло на пользу — сцены вышли более убедительными. Сейчас мы в прокате в 24 городах России, — поделился Дмитрий Тюрин.

Но бюджет, даже если для дебюта он более чем приличен, не является гарантией успешного проката или же просто возможности выйти в прокат. Это понимает и режиссер фильма «Иван сын Амира» Максим Панфилов. Бюджет его дебюта составил 2 миллиона долларов, произвела на свет фильм кинокомпания «Вера» .

—  Никто в моей дебютной картине не снимался бесплатно, мы закончили фильм в прошлом году. Снимали его в двух странах 50 дней.  На монреальском фестивале картина получила приз за  сценарий, что стало для нас полной неожиданностью. Затем участвовали в разных фестивалях в России, картина шла хорошо, как и обсуждения со зрителем, — поделился Максим Панфилов. — Сейчас мы пытаемся дойти до проката, но не знаю, дойдем ли. Это большая проблема для всех дебютных работ.

Напомним, что имена победителей и обладателей спецпризов станут известны уже сегодня вечером в 19.00 на торжественной церемонии закрытия «Духа Огня» в КТЦ «Югра-Классик».

ДАРЬЯ ЦУМАНКОВА

 

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ