Что спасет национальный кинематограф?

0
922

Решить весьма актуальную задачу за круглым столом –  найти выход из критической ситуации в  отечественном кинематографе попытались сегодня сценарист, руководитель программ фестиваля «Дух огня»  Мария Зверева, Председатель отборочной комиссии, кинокритик, Почетный Президент FIPRESCI Андрей Плахов совместно с мэтрами китайского, английского, российского, итальянского и корейского кинематографа.

У каждой страны, которой удалось сохранить  более 60%  национальных картин в прокате,  свой неповторимый опыт. И свои проблемы.

К примеру, в Китае остро стоит вопрос цензуры. И если фильм по каким-либо параметрам не соответствует поставленным в обществе нормам – картину до проката не допустят. Как это происходит сейчас с дебютом Хэ Веньчао «Счастливые 18 лет» — там чисто платонически показана однополая любовь. Буквально в прошлом году ввели еще 10 полных ограничений – все направлено на то, чтобы запрещать.

— Очень трудно сказать что они запрещают. Во всем можно увидеть то, что можно запретить, — отметил представитель китайского кинематографа Се Фей  – На допуск фильма, к сожалению, влияют субъективные факторы.

Из 700 снимаемых картин до зрителя доходит всего 150, и, тем не менее, 90% фильмов на телевидение — национальные. При этом нет возрастных ограничений (все лишние моменты вырезаются еще до проката), ориентир идет в первую очередь на людей в возрасте 50 лет, число частных картин увеличилось до 70%. Остальные фильмы про-правительственные, в них пропагандируется уважительное отношение к партии и политическому строю, но они пользуется большим спросом, в них также задействуют звезд мирового кинематографа.

Корейский кинематограф нашел другой выход из кризиса – они поддержали более 1000 молодых режиссеров, которые получили опыт зарубежом и вернулись на Родину.

— Индустрия кино в Корее сегодня выглядит успешной и процветающей, и «вчера» в нашем кинематографе очень схоже с ситуацией в России сегодня, — считает корейский продюсер Джо Ик Ли. – 10-15 лет назад было сложно справиться с Голливудом –корейский рынок кино мал, ограничены инвестиции и капитал, а также свобода слова и печати –это было похоже на схватку Давида с Голиафом. Зрителям были неинтересны наши фильмы. А сегодня наш кинематограф и без квотирования жив и рентабелен: только за 2 месяца 2013 года в прокат вышло 2  корейские картины, каждую посмотрело более 10 млн. человек, при этом количество населения – 50 млн.человек. Стоимость входного билета – 8-10 долларов,  Голливуд теряет свои позиции — более 60% картин в прокате корейские. Нужно понимать, что зрители не смогут всегда быть преданными национальному кинематографу, и все же быть преданным зрителям.

Как отмечает Джо Ик Ли, корейские власти проявили разум и поддержали молодых режиссеров, это стало толчком для нового уровня – тоже самое, возможно, ожидает Россию. Главное не система проката или инвестирования, а вера в собственный кинематограф. Это самое мощное оружие, а молодые и новые лица —  фактор предстоящего «бума». Квотирование в Корее есть, но национальные фильмы в этом не нуждаются: более половины всех дней в году в прокате представлены фильмы корейского производства.

В Англии местному режиссеру очень сложно выйти в прокат, зато английских кинематографистов очень ценит Голливуд. Английские кинокомпании пытаются создавать фильмы, которые напоминают американские, но это нельзя назвать хорошим развитием. Но в чем сильны англичане, так это в качестве работ. Цифры проката, конечно важны, но никогда не стоит забывать о качестве, ведь если подсадить зрителя на «диету» из средних фильмов, то состояние кинопроката от этого не улучшиться. В Италии существует три фундаментальные проблемы: культура, политика и рынок. Молодежь активно подражает американскому кино, и в культурном плане многое теряется. Наверное, всем странам стоит подумать о специальном цензе, например, во Франции доллар с каждого американского фильма в прокате идет на развитие национального кинематографа.

—  И в США бывает творческий кризис, — заметил итальянский режиссер Александр Далатри. – К примеру, не так давно на экраны вышел ремейк итальянского фильма «Джанго», кстати, весьма успешный  – «Джанго освобожденный». Нужно сделать кино разнообразным, чтобы была возможность возродить национальный кинематограф, ввести изучение истории кино в школьную программу – именно среди молодежи рождаются новые таланты и новые зрители.

По мнению режиссерского триумвирата, нужно запустить большое количество молодых режиссеров, другого выхода, чтобы  переломить ситуацию в  России, просто нет. Кроме объективных причин, есть агрессивное отношение аудитории. Еще не увидели, а уже говорят – не надо нам,  поэтому нужно  пустить встречный «огонь» — молодых режиссеров.

— Если смотреть прагматично, то здесь большие проблемы системного характера, — продолжил Павел Чухрай. —  Невероятная коррупция, многие законы обращаются против общества. Уже 20 лет мы пытаемся пробить что-то похожее на французский вариант. Но лоббирование на разных уровнях все время это подавляет. Нужно, чтобы государство поменяло свою политику к национальному кинематографу.

Участник круглого стола, режиссер, чья картина «Море» представлена на 11 «Духе огня»  в международной конкурсной программе Александра Стреляная тоже склоняется в пользу «французского варианта».

— Эта модель – разумна, я не понимаю, почему у нас в России никак не могу согласиться с ней, — поделилась дебютантка. – Хотелось бы, чтобы у дебютных картины была возможность хоть  минимального проката.

Кстати, в России сейчас обсуждается вопрос изучения истории кинематографа в школах, но нужно понять какой именно кинематограф предстоит отстаивать и что такое  качественный фильм. В нынешнем году у нас насчитывается всего 15 дебютов.

ДАРЬЯ ЦУМАНКОВА

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ